Как совместить членство
обязательное и добровольное?

(Опыт регулирования деятельности объединений адвокатов в Германии)



На фоне долгих дискуссий о принципах саморегулирования адвокатской профессии в Украине, считаю полезным обратиться к опыту германских коллег, которые сумели создать простую и понятную систему объединения адвокатов, совмещающую в себе элементы обязательного и добровольного членства. Главным фактором, на мой взгляд, удачного решения немецких коллег, является четкое разграничение целей, задач и полномочий двух параллельно действующих профессиональных объединений адвокатов:
- Федеральной Коллегии Адвокатов (с обязательным членством и наличием функций дисциплинарного надзора) и
- Немецкой Ассоциации Адвокатов (добровольной организацией, в которую входит подавляющее большинство адвокатов Германии).
При такой системе две организации не конкурируют, а дополняют друг друга. Предлагаю уважаемым коллегам ознакомиться с основными чертами регулирования деятельности профессиональных объединений адвокатов.

В Германии, профессия адвоката и ее положение в системе государства и общества установлены в Конституции и урегулированы в соответствии с федеральным законом.

Федеральный закон об адвокатуре - BRAO


Федеральный закон об адвокатуре (Bundesrechtsanwaltsordnung “BRAO”), парламентский закон, который подробно регулирует профессию адвоката. BRAO определяет профессию адвоката как либеральную профессию, в которой адвокаты полностью независимы от государственного влияния на их работу (свобода юридической практики). Право адвокатов представлять граждан по всем юридическим вопросам может быть ограничено только согласно федеральному закону.

Необходимые условия для доступа к профессии адвоката строго регулируются в соответствии с федеральным законом. В интересах общества и надлежащего отправления правосудия, адвокат подчинен следующим установленным законом обязанностям:
- независимости,
- конфиденциальности,
- предотвращении злоупотреблений служебным положением,
- выполнения объективной и компетентной работы.
Вмешательство государства в непосредственную адвокатскую деятельность не допускается.

Нарушение профессиональных обязанностей адвокатом влечет за собой ответственность, которая также регулируется законом. Первоначально, региональная коллегия адвокатов, к которой принадлежит адвокат, принимает решение относительно применения ответственности, после чего материалы передаются в специальную юрисдикцию, которая является частью государственной судебной системы.

Правила, сформулированные для профессии адвоката в Федеральном законе об адвокатуре, регулируются исключительно законодательной властью. Адвокаты и их организации не имеют полномочий самостоятельно вводить и устанавливать профессиональные стандарты.

С 1994 специальной организации адвокатов под названием “Регулятивная Ассамблея” (Satzungsversammlung) (§§ 191a и seq. BRAO), созданной из числа адвокатов путем демократических выборов, позволили конкретизировать установленные законом условия для регулирования профессии адвоката. Существует узко ограниченный исключительный перечень условий для этого. Решения “Регулятивной Ассамблеи”, которое должно быть одобрено квалифицированным большинством голосов, выражаются в регулировании некоторых профессиональных обязанностей. Условия регулирования профессии не позволяют устанавливать новые профессиональные обязанности, а скорее, только более определенно сформулировать установленные законом правила в соответствии с руководящими принципами, установленными законодателем. Решения “Регулятивной Ассамблеи” и условия регулирования профессии изучаются Федеральным Министерством Юстиции на их соответствие закону и Конституции. Министерство может отменить решения “Регулятивной Ассамблеи” путем издания соответствующего административного акта.

Региональные коллегии адвокатов


Выполнение профессионального закона об адвокатуре, стандартизированного в BRAO является неотъемлемой задачей государства, которое обычно достигается через деятельность государственных институтов. Государство могло, поэтому, вводить правила, применимые к адвокатам, через федеральные и государственные органы правосудия (прямое государственное регулирование). Однако, немецкий законодатель не пошел по этому пути, а с учетом традиций немецкого законодательства, передал права на применение закона, затрагивающего профессиональную деятельность адвокатов специальному органу - Региональным коллегиям адвокатов (Rechtsanwaltskammer), в которые входят члены адвокатской профессии.

В Германии есть 28 региональных коллегий адвокатов. Региональные коллегии адвокатов учреждены как корпорации публичного права и функционируют как квазигосударственный орган. Государство праве контролировать исполнение Региональными коллегиями адвокатов своих обязанностей.

Постоянной задачей коллегий является обеспечение условий, при которых профессиональные знания адвокатов служили на пользу обществу, а деятельность адвокатуры осуществлялась в общественных интересах. Следовательно, регулирование деятельности адвокатов может только наложить те ограничения, которые служат общественным интересам. Суды, и в конечном счете, Федеральный Конституционный Суд, рассматривают соответствующие споры, потому что регулирование профессии затрагивает Статью 12 Конституции (свобода профессии).

После допуска к профессиональной адвокатской деятельности, каждый адвокат становится членом Региональной коллегии адвокатов в форме обязательного членства. Члены Региональной коллегии адвокатов выбирают органы коллегии и, в соответствии с установленными законом полномочиями, принимают необходимые решения, осуществляют иные полномочия. Коллегии имеют собственный бюджет и наделены правом собирать членские взносы.
Задачи Региональных коллегий адвокатов описаны и детально ограничены в BRAO. В дополнение к задачам, которые затрагивают организацию и бюджет, к их задачам прежде всего относятся:
- осуществление дисциплинарного надзора за деятельностью адвокатов;
- консультирование и инструктирование адвокатов по профессиональным и юридическим вопросам.

Только Региональные коллегии адвокатов имеют дисциплинарные полномочия. Кроме того, Региональные коллегии обязаны участвовать в обеспечении адвокатами нормальной деятельности судебной системы, а также в обеспечении профессионального обучения адвокатов. Коллегии также ответственны за обучение офисного персонала адвокатских компаний. Еще одной задачей Региональных коллегий является предоставление экспертных заключений по вопросам, представленным государственными органами и министерствами, которые затрагивают интересы Региональных коллегий. При этом, Региональные коллегии выполняют только те функции, которые предоставлены им по закону, а не те, которые являются полезными для адвокатов.

Федеральная Коллегия Адвокатов - BRAK


28 Региональных коллегий адвокатов объединены на федеральном уровне в Федеральную Коллегию Адвокатов (Bundesrechtsanwaltskammer “BRAK”) в форме обязательного членства. BRAK также является корпорацией публичного права.
BRAK должен выполнять функции, предоставленные законом. Они включают, в том числе:
- в вопросах, которые затрагивают все Региональные коллегии, устанавливать мнение индивидуальных коллегий и определять мнение большинства путем общей дискуссии;
- во всех делах, которые затрагивают все Региональные коллегии, представлять мнение Федеральной Коллегии Адвокатов компетентным властям, судам, и организациям и представлять все Региональные коллегии перед этими учреждениями.

Вышеупомянутая “Регулятивная Ассамблея” также учреждена в рамках Федеральной Коллегии Адвокатов. Интересно, что Президент Федеральной Коллегии Адвокатов и президенты Региональных коллегий не имеют права голоса как члены “Регулятивной Ассамблеи”, а правом голоса при принятии решений обладают адвокаты, выбранные собраниями Региональных коллегий адвокатов.

Федеральная Коллегия Адвокатов не имеет права собирать членские взносы, а получает финансирование из взносов, которые собирают Региональные коллегии.

Представление экономических, политических и профессиональных интересов адвокатов перед обществом, политическими партиями и государством не входит в круг задач, специально определенных для Региональных коллегий и Федеральной Коллегии Адвокатов.


Немецкая Ассоциация Адвокатов - DAV


Представление экономических, политических и профессиональных интересов адвокатов перед обществом, политическими партиями и государством, является целью и задачей Немецкой Ассоциации Адвокатов (Deutscher Anwaltverein “DAV”). Ассоциация адвокатов - независимая организация для лоббирования профессиональных интересов немецких адвокатов, основанная на добровольном членстве.

Существует 243 местные ассоциации адвокатов, объединенные в Немецкую Ассоциацию Адвокатов. Любой допущенный к практике адвокат может стать членом местной ассоциации адвокатов. Членство в местной ассоциации адвокатов, в отличии от обязательного членства в Региональных коллегиях, является добровольным. Каждая местная ассоциация адвокатов выбирает свое правление.

Местные ассоциации адвокатов участвуют в работе Немецкой Ассоциации Адвокатов на общих собраниях. Количество голосов, принадлежащих каждой из местных ассоциаций зависит от числа ее членов. Общее собрание DAV избирает правление, утверждает годовой бюджет, устанавливает размер членских взносов и является высшим органом управления ассоциации.

Правление, избранное на общем собрании ассоциации, состоит из 27 членов, каждый из которых должен быть членом местной ассоциации адвокатов. К компетенции правления DAV относится решение всех вопросов ассоциации, за исключением тех, которые переданы общему собранию или другим органам ассоциации. Правление может передать дополнительные полномочия президенту и президиуму.

Президент представляет ассоциацию и ведет текущие дела. Он возглавляет проведение общих собраний, заседаний правления и президиума, а также принимает решения по всем срочным делам. Президиум управляет активами ассоциации, финансами, и инвестициями и отвечает за подготовку общих собраний ассоциации.

Финансирование Немецкой Ассоциации Адвокатов производится через систему членских взносов, которые местные ассоциации адвокатов перечисляют в DAV за каждого из своих членов.

Такова вкратце система объединения членов адвокатской профессии в Германии. Четкое регулирование прав, обязанностей и ответственности адвокатов, закрепленное в Конституции Германии и соответствующем федеральном законе, объединение их в Федеральную Коллегию Адвокатов по принципу обязательного членства, позволяют адвокатам Германии занимать определенное место в системе германского общества и правосудия и поддерживать необходимый баланс сил в этой системе. Кроме того, обязательное членство в структуре позволяет Федеральной Коллегии Адвокатов быть по настоящему саморегулирующейся организацией, так как наличию прав и обязанностей обязательно корреспондирует соответствующая ответственность за их нарушение и несоблюдение. Ответственность должна быть обязательно применима, как крайний случай в принудительном порядке. Применить дисциплинарную ответственность к члену профессии возможно в рамках саморегулирующейся организации только если она объединяет всех членов профессии.

Добровольная ассоциация немецких адвокатов дает возможность адвокатам реализовать свои иные профессиональные интересы в тех местных органах, которые им ближе по духу, территориально либо узкопрофессионально. Здесь уже действует своеобразная конкуренция между ассоциациями. Тем не менее, очень важно, что на общегосударственном уровне, эти ассоциации объединены в единую структуру, что позволяет нашим немецким коллегам опосредованно влиять на общественную жизнь страны с точки зрения защиты собственных профессиональных и других интересов.


Адвокат А.Е. Костин
Адвокатская компания «ПРАВО»
тел. 8 (048) 773 25 31