СБОР ЗА ПАРКОВКУ АВТОТРАНСПОРТА


В соответствии с Бюджетом города Одессы на 2007 года на районные администрации возложены функции по контролю за уплатой сбора за парковку автотранспорта. Во исполнение этих функций районные администрации в настоящее время заняты заключением договоров на уплату сбора по безналичному расчету, в том числе, с собственниками и арендаторами офисов и магазинов. Срок подачи отчета о парковке за первый квартал истекает 10 мая, срок уплаты сбора за первый квартал – 20 мая.
В связи с этим, предлагаем Вашему вниманию обзор правового регулирования взимания сбора за парковку автотранспорта в городе Одессе.

Правовая природа сбора за парковку
Сбор за парковку автотранспорта является одним из местных налогов и сборов. Он установлен Декретом Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах» (статья 3).

Регулирование взимания сбора в Одессе
В Одессе сбора за парковку касаются два нормативных акта Одесского городского совета: Положение о сборе за парковку автотранспорта, утвержденное решением Одесского городского совета № 1717 от 26.09.2003 года (далее – «Положение о сборе») и Единый порядок эксплуатации отдельного индивидуально определенного имущества, которое является собственностью территориальной общины г. Одессы и используется для парковки автотранспорта, утвержденный Решением Одесского городского совета № 4241 от 15.07.2005 г. (далее – «Единый порядок»).

Понятие парковки
В Декрете не дано определение понятию «парковка». Поэтому руководствоваться следует определением, данным в Положении о сборе. Оно предусматривает, что парковка – это временная стоянка транспортного средства в местах, определенных органами местного самоуправления, без ответственности за его сохранность.

Плательщики сбора
По Декрету плательщиками сбора являются юридические лица и граждане, которые паркуют автомобили в специально оборудованных или отведенных для этого местах. Положение о сборе дополняет этот перечень предприятиями и организациями, которые используют территорию для парковки служебного транспорта и транспорта клиентов.

Размер сбора
Размер сбора составляет (за один час парковки):
- 3 процента необлагаемого минимума доходов граждан за парковку в специально оборудованных местах в дневное время (с 8-00 до 20-00), в том числе, на служебных парковках и в зоне побережья;
- 1 процент необлагаемого минимума доходов граждан за парковку на территории паркингов в дневное время (с 8-00 до 20-00);
- 0,25 процента необлагаемого минимума дохода граждан за парковку в ночной время (с 20-00 до 8-00), в том числе, на территории паркингов;
- 0,03 процента необлагаемого минимума доходов граждан за парковку автотранспорта в специально оборудованных местах (круглосуточные автостоянки, гаражные стоянки и др.) для постоянных пользователей (круглые сутки).
В соответствии с Законом Украины «О налоге с доходов физических лиц» (пункт 22.5), под необлагаемым минимумом следует понимать сумму 17 гривен.

Порядок уплаты сбора

По общему правилу, сбор уплачивается водителями после парковки путем приобретения квитанции. В Положении о сборе имеется оговорка, что предприятия и организации, которые осуществляют парковку на территории, прилегающей к своим офисам, обязаны заключить с районной администрацией договора на эксплуатацию парковки на условиях безналичной уплаты сбора.
В случае отказа заключить договор или уклонения от уплаты сбора, парковка может быть передана в эксплуатацию другой организации. Эта санкция, однако, не применяется, если у предприятия имеется договора аренду земельного участка или иной документ о праве пользования землей.
Сбор перечисляется до 25 числа отчетного месяца. Окончательный расчет с бюджетом осуществляется в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока подачи расчета сбора. Расчет сбора подается ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала.


Аренда территории для парковок
Единый порядок в свою очередь предусматривает обязанность предприятий, которые осуществляют хозяйственную деятельность в офисных помещениях, заключить договоры аренды твердого покрытия, прилегающего к офисным помещениям. Твердое покрытие рассматривается как собственность территориальной общины, соответственно, плата по такому договору определяется на базе экспертного оценки соответствующего имущества согласно Закону Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества». Договор заключается с управлением торговли исполкома .
Размер арендной платы составляет 5 % от оценочной стоимости.
Если предприятие отказывается заключить договор аренды, то на данной площадке городские власти должны организовать платную автостоянку.
Необходимо обратить внимание, что Единые порядок был принять в 2005 году, и предприятия обязаны были заключить договора аренды до 1 декабря 2005 года.
Основания не заключать договоры аренды
Договор аренды может быть заключен только на твердое покрытие, являющееся коммунальной собственностью. Если предприятие самостоятельно соорудило асфальтовую площадку на арендованном или собственном земельном участке, то такая площадка является его собственностью и арендовать ее не нужно.


Формальные выводы
1. Все предприятия, которые осуществляют парковку автомобилей на территории, прилегающей к своему офису, обязаны заключить договор с районной администрацией на уплаты сбора за парковку.
2. Предприятия также могут заключить с управлением торговли договор аренды твердого покрытия для парковки. Формально наличие такого договора не избавляет предприятие от обязанности уплачивать сбор за свои автомобили, но дает дополнительные права: преимущественное право парковать свои автомобили (запрещать парковать «чужие», ставить металлические заграждения) и право взимать помимо сбора за парковку плату за дополнительные услуги (помощь при въезде-выезде и т.п.).
3. Прилегающие территории, не охваченные договорами аренды, находятся в распоряжении городских властей. Они могут организовать там платные автостоянки и самостоятельно взимать сбор и плату за услуги или передать в аренду третьим лицам.

Практическое применение
На практике заключение на одну и ту же площадку двух договоров, договор на уплату сбора и договора аренды представляется маловероятным.
Такой вывод напрашивается из следующих предпосылок. Оба договора служат одной цели – ограничению круга плательщиков сбора юридическими лицами, которые доступны для контроля и могут нести ответственность. Иначе говоря, городские власти пытаются упростить для себя процедуру получения денег в бюджет.
С этой точки зрения, будет выглядеть нелогичной попытка заключения договор аренды с предприятием, которое уже заключило договора на уплату сбора за пользование служебной парковкой. Такое предприятие, скорее всего, откажется от заключения еще и договора, а другое предприятие вряд ли заинтересует перспектива арендовать площадку, все места на которой занимает служебный автотранспорт: сбор за него и так уплачивается, а от дополнительных услуг водители откажутся. Поэтому, предположительно, договоры аренды были задуманы для тех площадок, за парковку на которых собственники прилегающих помещений не платят сбор. Это, прежде всего, касается магазинов и ресторанов, то есть учреждений, у которых нет служебного автотранспорта, однако возле которых паркуют автомобили.
Таким образом, наш вывод сводится к тому, что, несмотря на возможность одновременного существования на одной и той же парковке и договора аренды и договора на уплату сбора, на практике договор аренды характерен для мест, где собственники прилегающих помещений не заинтересованы в систематической парковке своих автомобилей (магазины, рестораны), а договор на уплату сбора – для парковок, которые используются преимущественно автомобилями одного собственника.
Тем не менее, возможность навязывания «в довесок» к договору на уплату сбора договора аренды имеется. В привлекательных для парковки местах сторонняя организация может заинтересоваться даже площадкой, на которую уже имеется договор на уплату сбора. Во-первых, там имеется возможность собирать деньги в ночное время и в нерабочие дни. Во-вторых, даже в рабочее время какое-то количество мест пустует (как было сказано выше, наличие договора на уплату сбора не является обязательством городских властей предоставить место для парковки, договор построен на принципе «есть место – паркуйся – плати, нет места – не паркуйся – не плати»).
Следует учитывать, что срок заключения договора аренды (1 декабря 2005 года), предусмотренный Единым порядком давно пропущен. Это означает, что предприятию могут и не предлагать заключать договора аренды, а просто поставят перед фактом, что площадка уже передана в аренду третьему лицу.

Рекомендации
1. Если Вы используете прилегающую к Вашему офису территорию для парковки, то районная администрация предложит Вам заключить договор на уплату сбора за парковку по безналичному расчету. Формально, обязанность заключить договор не зависит от наличия договора аренды земельного участка. Кроме того, что заключение договора является выполнение обязанности, оно также минимизирует, хотя и не исключает полностью риск передачи парковки в аренду третьему лицу.
2. При наличии договора Вы обязаны до 25 числа каждого месяца уплачивать аванс по сбору за парковку, а ежеквартально (до 10 мая, августа, ноября и февраля) подавать отчет (форма отчета прилагается). На основании поданного отчета до 20 мая, августа, ноября и февраля Вы производите окончательный расчет с местным бюджетом.
3. Если у Вас есть документы, подтверждающие, что асфальтобетонное покрытие строилось Вами за свой счет (договоры, акты выполненных работ), его необходимо поставить на баланс как принадлежащее Вам имущество.



До державної податкової інспекції
________________________________________
________________________________________
(повне найменування підприємства)
________________________________________
(прізвище відповідальної особи)
тел. №______________________



РОЗРАХУНОК
про сплату збору за припаркування автотранспорту
за________________________200__р.

Юридична адреса __________________________________________________

Фактична адреса ___________________________________________________

Розрахунковий рахунок_______________________________________________

Кілкість годин паркування автотранспорту Розмір ставки збору (грн) Сума збору за паркування всього (гр.2 х гр.3) Фактично внесено (грн.) Підлягає сплаті (грн.) Примітка (№ пл./ та дата)
1 2 3 4 5




Керівник ________________________________________

Головний бухгалтер_______________________________

Дата відправлення "___" _________________ 200__р.

Відмітка інспектора ДПІ _________________________

В результаті камеральної перевірки _______________________________________________________________________
Дата перевірки "___" _______________________ 200__р.
Довідка інспектора про облік
Проведено по особовому рахунку платника _______________________
Дата проведення "___" ________________________ 200 __р


* * * * * *