На съезде адвокатов Украины



Как известно, 25 июня 2005 г. в г. Киеве проходил съезд адвокатов Украины, на котором были обсуждены вопросы о месте и роли адвокатуры в правовой системе Украины, определение адвокатуры Украины как профессионально самоуправляющееся объединение с обязательным членством в ней, решение профессиональных и социальных проблем адвокатов.

На съезде Одесский регион представляли более 20-ти адвокатов, некоторые из которых делятся своими впечатлениями о прошедшем съезде.

Уважаемые делегаты съезда адвокатов Украины!

Разрешите поприветствовать Вас, и в Вашем лице адвокатов представляемых Вами регионов от имени адвокатов Одесской области.

Одной из причин созыва внеочередного съезда адвокатов Украины в столице нашего государства г. Киеве явилась необходимость обсуждения концепции дальнейшего развития и организационного оформления адвокатуры Украины. Происшедшие со времени принятия ныне действующего закона Украины «Об адвокатуре» изменения в обществе, в законодательстве, а также опыт наработанной адвокатами практики настоятельно требуют принятия нового закона Украины «Об адвокатуре».

Всем Вам хорошо известно из публикаций в печатных средствах массовой информации, выступлений на различных форумах, конференциях, что на сегодняшний день существует две концепции построения адвокатуры Украины. Сторонники одной концепции считают, что необходимо создание единой Всеукраинской организации адвокатов с обязательным членством. Сторонники второй концепции - против создания такой организации с обязательным членством. Но представители обеих концепций сходны в том, что необходимо создание (избрание) национального представительского органа адвокатов Украины, который бы отстаивал права и интересьг всего адвокатского сообщества Украины.

Выражая мнение подавляющего большинства адвокатов Одесской области, хочу обратить Ваше внимание на то, что быть адвокатом вне адвокатуры невозможно. Сама сущность адвокатской профессии предполагает единство членов адвокатского сообщества. Если мы с Вами обратимся к ныне действующему Закону Украины «Об адвокатуре», в частности к положениям, закрепленным в ст. ст. 1, 2, 15 этого Закона, то увидим, что с момента получения свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью и принятия присяги адвоката мы автоматически стали членами единого профессионального общественного объединения, призванного в соответствии с Конституцией Украины содействовать защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, оказывать им иную юридическую помощь, - Адвокатуры Украины.

Таким образом, уже на сегодняшний день членство в объединении, именуемом «Адвокатура Украины», является обязательным и таковым оно должно быть сохранено в последующем.

Суть проблемы заключается в том, какими должны быть представительские органы адвокатского самоуправления, как они должны формироваться. Порождена данная проблема тем, что Закон Украины «Об адвокатуре» от 19 декабря 1992г., в соответствии с которым адвокатура Украины действует в настоящее время, не урегулировал до конца вопросы структурного оформления адвокатуры. Думается, что в решении этих вопросов нам бы помог опыт Союза адвокатов Украины, в данном случае имеется в виду порядок формирования Союзом руководящих органов и определение их компетенции.

Безусловно, что высшим руководящим органом адвокатуры Украины должен оставаться съезд адвокатов Украины, который надлежит созывать не реже одного раза в два или три года. Съезд должен избирать центральный представительский орган объединения адвокатов Украины, например Национальный Совет адвокатов Украины, который будет действовать в период между съездами. В состав Совета должны входить представители от каждого региона. Осуществлять возложенные на них функции члены Совета должны на общественных началах. Руководство работой Национальный Совета адвокатов Украины следует возложить на председателя Совета и его замов, а также 9 ответственного секретаря. Эти лица должны работать на платной основе, а не на общественных началах, как предлагает господин И. Шевченко. В противном случае - это будет карманное руководство, руководство зависимое от тех лиц, которые его будут оплачивать. Такой ситуации допустить нельзя.

Широкие полномочия новым законом должны быть предоставлены региональным органам адвокатского самоуправления (советам, коллегиям), избираемым общим собранием (конференцией) адвокатов региона.

В Законе «Об адвокатуре» следует четко выписать ни только процедуру избрания руководящих органов адвокатского самоуправления, но и процедуру, а также основания досрочного отзыва, как отдельных членов этих органов, так и переизбрания всего органа адвокатского самоуправления.

Не может быть признана в качестве представительского органа адвокатов Украины ВККА, поскольку у нее другое предназначение и функции. Кроме того, в состав ВККА наряду с адвокатами входят представители Верховного суда Украины и Министерства юстиции Украины, что также исключает возможность осуществления представительских функций комиссией.

Многолетняя практика работы региональных КДКА показала, что они должны действовать в составе двух палат: аттестационной и дисциплинарной, а не одной палаты как предлагается в законопроектах «Об адвокатуре».

Не может быть принят, по нашему мнению, в действующей редакции законопроект «О бесплатной правовой помощи», поскольку, как справедливо отметили в своих выступлениях предыдущие делегаты, он является дискриминационным по отношению к адвокатам, создает привилегии для специалистов в области права, нарушает закрепленные конституцией принципы и права.


Адвокат Н.А. Рудницкая