Пенсионная реформа



В связи с принятием Закона Украины «Про общеобязательное государственное пенсионное страхование» от 17.11.2005 г. № 3108-IV(далее – Закон № 3108), вступивший в силу с 13.12.2005 г., было внесено изменений в 27 нормативно-правовых актов. Данные изменения с одной стороны привели, или по крайней мере ставили перед собой цель, привести действующее законодательство в соответствие к сегодняшним реалиям, а из другой стороны ввели фактически новые нормы. Ниже мы более подробно рассмотрим некоторые из них.

Итак, в Уголовном кодексе Украины (далее – УК) появилась статья 2121 «Уклонения от уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование», которая очень похожа на статью 212, в которой предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей.

«Статья 2121. Уклонения от уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование
1. Умышленное уклонение от уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, или лицом, которое занимается предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, или любым другим лицом, которое обязано их платить, если эти деяния привели к фактическому непоступлению в Пенсионный фонд Украины средств в значительных размерах, –
наказывается штрафом от трехсот до пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в Пенсионный фонд Украины средств в крупных размерах, –
наказываются штрафом от пятисот до двух тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, или если они привели к фактическому непоступлению в Пенсионный фонд Украины средств в особо крупных размерах, –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

4. Лицо, которое впервые совершило деяния, предусмотренные частью первой или второй этой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности заплатило страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а также возместило вред, причиненный Пенсионному фонду Украины их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня).
Примечание. Под значительным размером средств следует понимать суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которые в тысячу и больше раз превышают установленное законом не облагаемый налогом минимум доходов граждан, под крупным размером средств следует понимать суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которые в три тысячи и больше раз превышают установленный законом не облагаемый налогом минимум доходов граждан, под особо крупным размером средств следует понимать суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которые в пять тысяч и больше раз превышают установленный законом не облагаемый налогом минимум доходов граждан».

Как помним, были времена, при которых обязательные пенсионные отчисления были представлены лишь сбором на обязательное государственное пенсионное страхование, который «сидел» (и сейчас продолжает) в перечне общеобязательных налогов и сборов (обязательных платежей), соответственно входил в систему налогообложения.

С 2004 года произошло распределение обязательных пенсионных отчислений на:
– страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование (это, в частности, «начисления» и «удержания» из заработной платы, вознаграждений по гражданско-правовым договорам за выполнение работ (услуг), взнос из чистого дохода и т.п.);

– сборы на обязательное государственное пенсионное страхование (уплачиваются при осуществлении безналичных операций по купле-продаже валюты, торговли ювелирными изделиями из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценного камня, при отчуждении легковых автомобилей, из операций купли-продажи недвижимого имущества, предоставление услуг сотовой мобильной связи).

При этом в части 4 статьи 18 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV (далее-Закон №1058-IV), с изменениями и дополнениями, законодатель прямо указал, что страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование не включаются в состав налогов, других обязательных платежей, которые формируют систему налогообложения.

Таким образом, с 2004 года уклонение от уплаты страховых взносов перестало формировать состав преступления, предусмотренного статьей 212 УК, и фактически перестало быть таким, за которое предусмотрено уголовную ответственность.

Законодатель, наверное, для устранения этой проблемы с 13.12.2005 г. снова предусмотрел уголовное наказание за уклонение от уплаты страховых пенсионных взносов.
Таким образом, сложилась следующая ситуация: за уклонение от уплаты пенсионных сборов теоретически можно попасть под статью 212 УК, за уклонение от уплаты страховых пенсионных взносов – под статью 2121 УК.
Для того же, чтобы на нас упала тень привлечения к уголовной ответственности по статье 2121 УК следует так уклониться (уклоняться) от уплаты страховых пенсионных взносов, чтобы в итоге Пенсионный фонд недополучил как минимум сумму, которая равняется 1000 х размер минзарплаты на начало 2006 года х 50 % (175000 грн.). Сумма, скажем прямо, довольно значительная.
Несмотря на то что формулирование новой статьи 2121 УК вроде как простое, есть много нюансов, о которые лучше знать адвокату (в частности, для того, чтобы обратить на них внимание тех же органов дознания, досудебного следствия, суда).
Итак, про главное.
По поводу применение статьи 212 УК идёт речь в постановлении Пленума Верховного Суда Украины «О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей» от 08.10.2004 г. № 15. Но, как уже отмечалось, статья 212 УК и статья 2121 УК похожи как две капли воды, поэтому некоторые выводы указанного постановления в принципе можно логически считать справедливыми и для нашего случая.
Во – первых, для привлечения к ответственности необходимо наличие умысла лица, которого привлекают к ответственности.
Умысел (вина в виде умысла) согласно статье 24 УК делится на прямой и косвенный.
Прямой умысел – когда лицо сознавало общественно опасный характер своего действия (бездеятельности), предусматривало его общественно опасные последствия и желало их наступления.
Косвенный – когда лицо сознавало общественно опасный характер своего действия (бездеятельности), предусматривало его общественно опасные последствия и хотя и не желало, но сознательно предполагало их наступление.

Иначе говоря, относительно сферы уплаты страховых пенсионных взносов можно утверждать, что лицо преднамеренно уклонялось от их уплаты, только в том случае, когда такое лицо сознавало, что нарушает закон, предусматривало, что вследствие этого взносы не поступят в Пенсионный фонд, и желало или предполагало это.
О наличии умысла на уклонение от уплаты взносов могут свидетельствовать:
– отсутствие налогового учета или ведение его с нарушением установленного порядка;
– перекручивания информации в учетной или отчетной документации;
– не оприходование наличных средств, полученных за выполнение работ или предоставление услуг;
– ведения двойного (официального и неофициального) учета;
– использования банковских счетов, о которых не сообщено органам госналогслужбы;

– завышение фактических затрат, которые включаются в себестоимость реализованной продукции и т.п.
То есть, уклонения от уплаты не следует отождествлять с любой неуплатой в установленный срок страхового пенсионного взноса.

Во – вторых, следует разграничивать уклонение от уплаты страховых взносов и несвоевременную их уплату из-за отсутствия умысла на неуплату (на уклонение от уплаты). Лицу, которое не имело умысла уклоняться от уплаты взносов, а не заплатила их по другой причине, угрожает ответственность в виде тех же финансовых санкций, предусмотренных статьей 106 Закона № 1058, а не уголовная ответственность, предусмотренная статьёй 2121 УК.
В – третьих, начисленные или уплаченные в связи с уклонением штрафы и пеня не учитываются при определении суммы денег, которые не поступили в Пенсионный фонд.
Четвертое, если деяния относительно уклонения совершены в разное время, то их можно объединить (при вычислении суммы, которую недополучил Пенсионный фонд) лишь при наличии в них признаков одного длящегося преступления, когда такие деяния имеют один умысел.
Пятое, если гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации или запрещенную законом деятельность, вследствие чего, очевидно, не уплачиваются страховые пенсионные взносы, наказание относительно такового следует применять не по статье 2121 УК (не за уклонение), а согласно статьям, которые предусматривают ответственность за соответствующие действия – например, по статьей 202 УК (применяется в том числе за занятие деятельностью, которая содержит признак предпринимательской и подлежит лицензированию, без государственной регистрации, если это было связано с получением дохода в больших размерах) или по статьей 203 УК «Занятия запрещенными видами хозяйственной деятельности».
Если же лицо уже как субъект предпринимательства занимается нелегальной деятельностью, соответственно не платит взносы, его действия следует квалифицировать и по статьей 2121 УК.

Следует иметь в виду, что если к моменту вынесения постановления о привлечение лица как обвиняемого и выдвижения ему обвинения будет уплачена «сумма уклонения» плюс финансовые санкции, пеня, то есть шанс избегнуть уголовной ответственности, предусмотренной статьей 2121 УК.
При рассмотрении дел по статье 2121 УК фактические данные, которые подтверждают наличие или отсутствие в действиях подсудимого состава преступления, могут быть установлены выводом эксперта или с помощью актов документальной проверки выполнения пенсионного законодательства и ревизии финансово-хозяйственной деятельности.
Хотелось бы прибавить, что статья 2121 УК охватывает несколько направлений уклонения от уплаты пенсионных взносов, а именно: уклонения от уплаты взносов из доходов нанимаемых работников (других граждан) и уклонения от уплаты взносов из доходов самого предпринимателя.

И еще, в соответствии с изменениями, внесёнными в Уголовно – процессуальный кодекс Украины (далее – УПК), органом дознания в делах об уклонение от уплаты страховых пенсионных взносов является налоговая милиция, то есть досудебное следствие в таких делах осуществляется следователями налоговой милиции.

Перейдем к изменениям, которые коснулись Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП), согласно которым указанный Кодекс приведён в соответствие с нормами статьи 106 Закона № 1058 – и в части составов «пенсионных» административных проступков, и в части субъектов этих проступков.
В статье 106 Закона № 1058 было указано, что к административной ответственности (в виде админштрафа) за перечисленные в этой же статье «пенсионные» проступки исполнительные органы Пенсионного фонда привлекают именно должностных лиц, которыми не являются частные предприниматели (постановление Пленума Верховного Суда Украины «О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей» от 08.10.2004 г. № 15). Это целиком логически и, даже, прогрессивно – при таких условиях, что частный предприниматель может нести и, как правило, несет за «пенсионные» нарушения ответственность (не административную) в виде финансовых санкций.
Двойная же степень наказания (штрафная санкция + админштраф) справедлива лишь в том случае, когда собственник и исполнитель страхователя (плательщика пенсионных взносов) не совпадают в одном лице. На собственника (предприятие) накладывается штрафная санкция, на конкретное виновное лицо – административный штраф. Частного предпринимателя «поделить» так нельзя: он сам себе собственник и ответственное лицо. Наказывать же одно и то же лицо дважды за одно нарушение не справедливо. Собственно, это даже не отвечает идеи привлечения к административной ответственности, заложенной в КоАП.
Так вот прямое указание про возможное привлечение к административной ответственности именно должностных лиц в Законе № 1058 было, а в КоАП - нет, что и вносило некоторую смуту.
Теперь же в Законе № 1058 и КоАП фактически указано одно и одно и то же. А это означает, что гражданину-предпринимателю за правонарушение, предусмотренные в пункте 16 статьи 106 Закона № 1058, новых статьях 1651, 18823 КоАП, административные штрафы не угрожают – гражданин-предприниматель не является субъектом этих административных проступков. Но, наверное, и финансовых санкций (не административных штрафов), предусмотренных пунктом 9 статьи 106 Закона № 1058, едва ли кому-то будет казаться мало.
Относительно механизма взыскания «пенсионной» недоимки, пени, штрафов можно отметить следующее:
в Законе Украины «Об исполнительном производстве» от 21.04.99 г. № 606-XIV, с изменениями и дополнениями, указано, что требования органов ПФУ об уплате недоимки, решения органов ПФУ о начисление пени или наложения штрафа, принятые соответственно частям 9 и 10 статьи 106 Закона № 1058:
– подлежат исполнению в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве» (государственной исполнительной службой);
– являются исполнительными документами.

Указанное выше сводит воедино требования «пенсионного» Закона № 1058 и Закона об исполнительном производстве. Ведь в статье 106 Закона № 1058 и раньше отмечалось, что подобные требования и решения являются исполнительными документами и выполняются государственной исполнительной службой. При этом ни у одной ни у другой стороны не возникало по этому поводу вопросов, о чем свидетельствует, в частности, общий приказ ПФУ и Минъюста Украины «О взаимодействии органов государственной исполнительной службы и Пенсионного фонда Украины» от 17.03.2004 г. № 25/5/39.
Таким образом, недоимка, штрафы и пеня относительно страховых пенсионных взносов, если они не оплачены или требования (решения) относительно их не обжалованы предпринимателем в установленный срок, взимались и будут взиматься соответственно с правилами Закона Украины «Об исполнительном производстве»

Изменения также коснулись Закона Украины «О восстановление платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-XII, с изменениями и дополнениями.
Страховые пенсионные взносы фактически поставлены на одну ступень с налогами и сборами (обязательными платежами), с тем лишь различием, что пенсионные взносы всегда взимаются перед взысканием налогов и сборов (обязательных платежей) и задолженность относительно уплаты таких взносов не подлежит прощению (списанию) по условиям мирового соглашения.
Кроме того, уплата страховых пенсионных взносов выведена из-под действия Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III, с изменениями и дополнениями, так как туда подпадает только сбор на обязательное государственное пенсионное страхование (уплачивается при осуществлении безналичных операций по купле-продаже валюты, торговли ювелирными изделиями из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценного камня, при отчуждении легковых автомобилей, из операций купли-продажи недвижимого имущества, из предоставление услуг сотовой мобильной связи).

Теперь в Законе № 1058 установлено, что погашение задолженности относительно уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, которое возникло до 1 января 2004 года и не погашено в установленном законом порядке, осуществляется в соответствии со ст. 106 Закона № 1058.
В статье 106 Закона № 1058, напомним, идет речь о порядке применения финансовых санкций, об обжаловании требований и решений органов ПФУ, а также о порядке взыскания согласованных (в понимании Закона № 1058) сумм недоимки, штрафов и пени – через государственную исполнительную службу.

И в конце концов, приведено к сегодняшним жизненным реалиям определение такого понятия, как «ветеран труда» в Законе Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста на Украине» от 16.12.93 г. № 3721-XII. Теперь ветеранами труда в общем случае признаются граждане, которые работали на предприятиях, в учреждениях, организациях, объединениях граждан, у физических лиц, имеют стаж работы 40 лет – для мужнин и 35 лет – для женщин и вышли на пенсию.
То есть работа у гражданина-предпринимателя уже не дискриминируется.
На этой жизнеутверждающей норме и закончим.

Адвокат И. В. Евдокимова