Регулирование земельных правоотношений и
размера оплаты за землю

31.03.2005г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" и некоторые другие законодательные акты Украины».
В настоящей статье, в связи с принятием указанного Закона, освещаются вопросы относительно некоторых изменений в регулировании земельных правоотношений и в установлении размера оплаты за землю.

1. Статьей 70 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» изложенном в новой редакции (далее – ЗАКОН О БЮДЖЕТЕ), установлено, что в 2005 году по населенным пунктам, денежная оценка земель которых не проведена, применяются ставки земельного налога, установленные частью второй статьи 7 Закона Украины "О плате за землю", увеличенные в 3,03 раза.
По сельскохозяйственным угодьям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена по состоянию на 1 января 2005 года, применяются ставки земельного налога, установленные статьей 6 и частью первой статьи 7 Закона Украины "О плате за землю".
Данные размеры ставок действуют с 2002 года и никаких изменений не претерпели.
Частью 3 ст.70 ЗАКОНА О БЮДЖЕТЕ установлено, что в 2005 году льготы по плате за землю, определенные пунктами 3 и 4 части первой статьи 12 Закона Украины "О плате за землю" применяются для бюджетных учреждений, которые содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов, и общественных организаций инвалидов, их предприятий и организаций, а также заведений физической культуры и спорта, спортивных баз олимпийской та параолимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины.

ВЫВОД 1. Таким образом, по сравнению с положением существовавшим в 2004 году, льготы по плате за землю в 2005 будут иметь только учреждения, которые удовлетворяют всем требованиям, применявшимся ранее в соответствии с п.3, 4 ст. 12 Закона "О плате за землю", а также внесены в перечень, утвержденный КМ Украины. Размер ставок земельного налога, по сравнению со ставками в 2004 году не изменился.

2. В соответствии со ст. 75 ЗАКОНА на 2005 год приостановлено действие:
статьи 3 Закона Украины "О плате за землю", она не действовала начиная с 2000 года;
части второй статьи 4 Закона Украины "О плате за землю", она также не действовала начиная с 2000 года;
статьи 22 Закона Украины "О плате за землю", она также не действовала начиная с 2000 года.

Согласно п. 11. ЗАКОНА внесены изменения в ст.7 Закона "О плате за землю", согласно которым:
В статье 7 в частях седьмой и восьмой слова "второй и пятой" заменить словами "первой и второй".
ВЫВОД 2. Это изменение повышает плату за земельные участки на территориях и объектах природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными зданиями и сооружениями, которые не связаны с функциональным назначением этих объектов, и земельные участки, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными зданиями и сооружениями, расположенными на территориях и объектах историко-культурного назначения, которые не связаны с функциональным назначением этих объектов, в случае если денежная оценка таких земельных участков установлена, так как отменен коэффициент 0,03 установленный согласно части 5 ст. 7, которая ранее применялась.

3. Дополнительно сокращен перечень субъектов освобожденных от уплаты земельного налога, в связи с изменениями в ст. 12 Закона "О плате за землю".
Так в статье 12:
а) в пункте 3 части первой:
слова "согласно со списком, утвержденным Министерством здравоохранения Украины" заменить словами "которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов";
слова "а также предприятия, учреждения и организации Украины, в составе которых есть структурные подразделения (филиалы, представительства), что предоставляют санаторно-курортные и оздоровительные услуги детям" исключить;
б) пункты 51, 7 - 12, 14 - 18, 21, 24 части первой исключить;
в) в части второй слова "за земли детских санаторно-курортных и оздоровительных заведений Украины, а также за земельные участки предприятий, учреждений и организаций Украины, занятые их структурными подразделениями (филиалами, представительствами), которые предоставляют санаторно-курортные и оздоровительные услуги детям" заменить словами "за земли детских санаторно-курортных, физкультурно-спортивных и оздоровительных заведений Украины".
Кроме того, переходными положениями Закона "О плате за землю" установлено, что постепенно до 2008 года уменьшается освобождение от уплаты земельного налога субъектами, предусмотренными в пунктах 6, 13, 19, 23 части первой статьи 12 этого Закона, Указанное освобождение осуществляется следующим образом:
с 1 апреля 2005 года - на уровне 75 процентов действующих ставок на соответствующих территориях;
с 1 января 2006 года - на уровне 50 процентов действующих ставок на соответствующих территориях;
с 1 января 2007 года - на уровне 25 процентов действующих ставок на соответствующих территориях.
С 1 января 2008 года пункты 6, 13, 19, 23 части первой статьи 12 этого Закона исключаются".
ВЫВОД 3. Дополнительно сокращен круг субъектов освобожденных от уплаты земельного налога.

4. Название Раздела VI после слова "налога" дополнено словами "и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности".
Статью 13 дополнили словами "основанием для начисления арендной платы за земельный участок, который находится в государственной или коммунальной собственности, - договор аренды такого земельного участка".
Кроме добавления к словам земельный налог термина арендная плата за земельный участок государственной или коммунальной собственности во всех статьях раздела VI (со ст.13 по ст.22) значительные изменения внесены также в ч. 1, 2, 3 ст.14 , в отношении подачи налоговых деклараций. Подача годовой декларации до 01 февраля текущего года с разбивкой годовой суммы по месяцам, освобождает от обязанности (но не лишает права) представления ежемесячных деклараций.
По новоотведенным земельным участкам необходимо представление налоговой декларации на протяжении месяца со дня возникновения права на новоотведеный земельный участок, на протяжении 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным. Однако какой нормой Закона "О плате за землю" установлена обязанность подачи налоговой декларации по новоотведенным земельным участкам, теперь не ясно, и видимо следует полагать, что неявное определение этой обязанности установлено собственно ч.2 ст.14. Кроме того, из-за несовершенной юридической техники затруднительно определить или сроки представления налоговой декларации по новоотведенным земельным участкам определены альтернативно, либо несколько не согласованы между собой .
Кроме того, согласно внесенным изменениям в Закон Украины "О системе налогообложения" пунктом 8 части первой статьи 14 Закона "О системе налогообложения" определено, что является платой за землю – это земельный налог, а также арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности
ВЫВОД 4. Таким образом, законодатель уравнял статус понятий земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, порядок и сроки их уплаты, а также изменил порядок и сроки представления налоговой декларации

5. Статью 16 Закона "О плате за землю" изложили в такой редакции:
"Учет граждан - плательщиков земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности и начисления соответствующих сумм проводится ежегодно по состоянию на 1 мая".
ВЫВОД 5. Соответственно снята обязанность по ведению учета плательщиков – товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции и начислению им земельного налога и арендной платы за земельный участок, который находится в государственной или коммунальной собственности, который такие производители отныне начисляют самостоятельно в соответствии со ст.14 Закона "О плате за землю".

6. Согласно изменениям внесенным в ст. 17 Закона "О плате за землю" изменен период уплаты земельного налога и арендной платы. Вместо полугодичного (для производителей товарной сельскохозяйственной и рыбной продукции и граждан) и ежеквартального (для всех остальных плательщиков) периода, земельный налог и арендная плата платится равными частями за базовый налоговый (отчетный) период, который равняется календарному месяцу, ежемесячно на протяжении 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца, и только для граждан сохранен предшествующий порядок оплаты – равными частями до 15 августа и 15 ноября.
Кроме того, статья 17 дополнена п.4 следующего содержания:
Неуплата земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности производителями сельскохозяйственной и рыбной продукции и гражданами на протяжении года, другими плательщиками - на протяжении полгода считается систематической и является основанием для прекращения права пользования земельными участками.
В соответствии с изменениями внесенными в ст. 19 строки внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности не могут устанавливаться по соглашению сторон, как это было ранее до внесения описываемых изменений. Указанная норма корреспондирует с ч.2 ст.21 Закона Украины "Об аренде земли".
ВЫВОД 6. Для всех субъектов хозяйствования изменены отчетный период по уплате земельного налога и срок его уплаты, конкретизировано понятие основание для прекращения права пользования.

7. Платежи за землю зачисляются в соответствующие местные бюджеты в порядке, определенном Бюджетным кодексом Украины для платы за землю в соответствии с требованиями изложенной в новой редакции ст.20 Закона "О плате за землю".
Статьи Закона "О плате за землю", регулировавшие порядок расходования средств земельного налога и арендной платы не действуют (Ст. 21 Закона "О плате за землю" исключена, действие ст. 22 приостановлено на 2005 год).
Контроль за правильностью исчисления и уплаты земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности осуществляется органами государственной налоговой службы.
Кроме того, приостановлено действие части четвертой статьи 21 Закона "Об аренде земли" в части централизации арендной платы за земельные участки, которые находятся в государственной или коммунальной собственности, на специальных бюджетных счетах, а также относительно ее распределения и использования.
В данной консультации мы не рассматриваем порядок расходования и осуществление контроля за расходованием средств платы за землю, и можем это сделать при наличии вопросов со стороны лиц заинтересованных в таком освещении.
ВЫВОД 7. В настоящее время порядок расходования и осуществление контроля за расходованием средств платы за землю не регулируется нормами Закона "О плате за землю" и Закона "Об аренде земли" .

8. В ст.21 Закона "Об аренде земли" отменено ограничение сверху размера годовой арендной платы (не более 10% нормативной денежной оценки) и установлено ограничение снизу не менее размера земельного налога.
Кроме того, отменена возможность определения сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, по согласованию сторон договора аренды, что соответствует ст. 19 Законом "О плате за землю", и в настоящее время эти сроки определяются в соответствии со ст. 17 Закона "О плате за землю".
На органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые заключают договоры аренды земли, дополнительно возложена обязанность до 1 февраля предоставлять органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка перечни арендаторов, с которыми заключены договоры аренды земли на текущий год, и информировать соответствующий орган государственной налоговой службы о заключении новых, внесении изменений к существующим договорам аренды земли и их расторжения к 1 числу месяца, что наступает за месяцем, в котором состоялись отмеченные изменения, в соответствии с дополнениями, внесенными в ст. 24 Закона "Об аренде земли".
Адвокат Кифак А.Н.

Примечание:
Налог за земельные участки, занятые жилищным фондом, кооперативными автостоянками для хранения личных транспортных средств граждан, гаражно-строительными, дачно-строительными кооперативами, индивидуальными гаражами и дачами граждан, а также за земельные участки, предоставленные для потребностей сельскохозяйственного производства, водного и лесного хозяйства, которые заняты производственными, культурно-бытовыми и хозяйственными зданиями и сооружениями, производится в размере трех процентов суммы земельного налога, вычисленного в соответствии с частями первой и второй этой статьи.
Налог за земельные участки, предоставленные для потребностей лесного хозяйства, за исключением участков, занятых производственными, культурно-бытовыми, обитаемыми домами и хозяйственными зданиями и сооружениями, производится как составляющая платы за использование лесных ресурсов, что определяется лесным законодательством.
Налог за земельные участки на территориях и объектах природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными зданиями и сооружениями, которые не связаны с функциональным назначением этих объектов, производится в пятикратном размере соответствующего земельного налога, установленного частями второй и пятой (заменено на первой и второй) этой статьи.
При определении размера налога за земельные участки, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными зданиями и сооружениями, расположенными на территориях и объектах историко-культурного назначения, которые не связаны с функциональным назначением этих объектов, применяются такие коэффициенты к соответствующему земельному налогу, установленному частями второй и пятой (заменено на первой и второй) этой статьи:
международного значения - 7,5;
общегосударственного значения - 3,75;
местного значения - 1,5.
Налог за часть площадей земельных участков, предоставленных предприятиям, учреждениям и организациям (за исключением сельскохозяйственных угодий), которые превышают нормы отведения, производится в пятикратном размере.
Налог за земельные участки, предоставленные для военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, кроме Вооруженных Сил Украины и Пограничных войск Украины, железных дорог, горнодобывающих предприятий, а также за водоемы, предоставленные для производства рыбной продукции, производится в размере 25 процентов суммы земельного налога, вычисленного в соответствии с частями первой и второй этой статьи.
"Плательщики земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности (кроме граждан) самостоятельно исчисляют сумму земельного налога и арендной платы ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года подают соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной центральным налоговым органом, с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам. Представление такой декларации освобождает от обязанности представление ежемесячных деклараций.
Налогоплательщик имеет право подавать ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию, что не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации до 1 февраля текущего года, в том числе и за новоотведенные земельные участки, что не освобождает от обязанности представления налоговой декларации на протяжении месяца со дня возникновения права на новоотведенный земельный участок, на протяжении 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным;
Начисления гражданам сумм земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности проводится органами государственной налоговой службы, которые выдают плательщику до 15 июля текущего года платежное уведомление о внесении платежа".
За земельный участок, на которой расположенное здание, что находится в пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог насчитывается каждому из них пропорционально той части площади здания, что находится в их пользовании.
За земельный участок, на которой расположенное здание, что находится в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог насчитывается каждому из них пропорционально их частице в собственности на здание.
Налогоплательщик имеет право подавать ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию … в том числе и за новоотведенные земельные участки, что не освобождает от обязанности представления налоговой декларации на протяжении месяца со дня возникновения права на новоотведенный земельный участок, на протяжении 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.